Кино

Новая «Война и мир» (War & Peace 2016) – лучшая экранизация романа Толстого

Новая экранизация «Войны и мира» обволакивает так, как может обволакивать чувство первой любви. Это чувство было когда-то заглушено учительской указкой и зевком нерадивого одноклассника, как будто обреченного на веки вечные скитаться по страницам многотомного романа. Теперь же оно вспыхивает вновь и с первого взгляда. С самых первых минут авторы новой экранизации «Войны и мира» протягивают оробевшему зрителю руку, чтобы увлечь туда, где он будет чувствовать себя не сторонним наблюдателем, но полноправным участником, терзаемым наравне с героями теми же мыслями и чувствами, расплывающимся вместе с ними в улыбке или обнаружившим у себя на щеке горячую и обжигающую слезу.

Как будто вмиг очнувшись от долгой спячки, протерев глаза и оказавшись в этом новом для себя мире, зритель ощутит не только блаженство, но и неловкость, и страх. Вместе с утомленным высшим обществом Пьером Безуховым он получит тычки – колкие замечания и усмешки, подкарауливающие на каждом повороте в великосветском салоне Анны Шерер. А потом вместе с Пьером, бог весть как оказавшимся в гуще военных событий, зритель будет вздрагивать от других тычков — от свиста пуль и разрывов гранат.

Предвкушение счастья, еще не омраченное закулисным громом 1812 года, как предвкушение первой любви…

Пьер Безухов в исполнении увальня с открытым русским лицом Пола Дано не вхож в высший свет, пока не получит наследство и титул отца. Он неуклюж, как медведь, но очарователен, как дитя. Неуместные революционные речи, бросаемые им, как перчатки, в лоснящиеся, сытые физиономии аристократов, кажутся моветоном и дикостью. После сверкающих диадем и бриллиантов салона Анны Павловны для него (а заодно и для зрителя) попасть в непритязательный дом семейства Ростовых (а потом и на войну) – все равно что глотнуть свежего воздуха.

Милые сердцу Ростовы, как дальние родственники, в доме которых все — как встарь, встретят хлебом-солью, увлекут и закружат в плясках.

И хотя судьба героев решена Толстым окончательно и бесповоротно и известна каждому школьнику по библиотечным казенным томикам в дешевом переплете, впервые герои «Войны и мира» предстают во плоти …

Их дочь – Наташа Ростова в исполнении Лили Джеймс – станет для зрителя путеводной звездой в мир первой чистой любви.

Эта первая любовь, теплящаяся вместе с пламенем свечей летней ночью в имении Ростовых, вспыхнет в полную силу во время бала в Екатерининском дворце. Вместе с Наташей, впервые заглянувшей в голубые глаза князя Андрея (Джеймс Нортон), зритель испытает обостренное чувство и не сомкнет глаз в душной бессонной ночи.

Предвкушение счастья, еще не омраченное закулисным громом войны 1812 года, как предвкушение ранней весны.

Живущая этим предвкушением Наташа с детским любопытством приподнимается на одном локте, чтобы взглянуть на небо и по серпу молодой луны угадать свою грядущую судьбу. И ей пока невдомек, что князь Андрей уже в нее влюблен, завидев ее резвящейся на лугу. Все, что окружает героев — будь то накрахмаленные облака или пустившая первые клейкие листочки береза – и есть биение жизни — и каждый листочек или былинка, как каждый герой романа, будет трепетать, сливаясь своим трепетом, своей судьбой  с единым целым.

И хотя судьба героев решена Толстым окончательно и бесповоротно и известна каждому школьнику по библиотечным казенным томикам в дешевом переплете, прошедшим, как полотенце, через многие руки, зритель до последнего будет надеяться, что героям каким-то образом удастся перехитрить романное время и пространство.

Однако, придерживаясь замысла Толстого, идя за ним след в след, герои не свернут с предначертанного им пути.

Опутанная чарами Анатоля Курагина, Наташа растает под напором его ласк, напрочь забыв о Болконском. А разочарованный поступком Наташи, Андрей бросится, как в омут, в гущу военных событий.

Заставив героев возненавидеть друг друга, Толстой сведет их, чтобы расставить все точки над i – Анатоля и Болконского уже тяжело раненными, на поле боя, чтобы они пожали друг другу руки, а Наташу и Болконского, чтобы они сказали друг другу последнее «прости».

Но зрителю хочется верить, что подогнанная вровень со страницами судьба героев – больше, чем набор печатных символов под обложкой из картона. И впервые за историю кинематографа, по мановению создателей новой «Войны и мира», герои из статистов, чьи характеры и герои набраны мелким шрифтом, предстают во плоти.

Review Новая «Война и мир» (War & Peace 2016) – лучшая экранизация романа Толстого.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться...