Театр

Хоррор-мюзикл «Лолита 1916»: вечная любовь

Автор: Юлия Лаваренко

Создатели таких культовых мюзиклов, как «Мастер и Маргарита», «Демон Онегина», «Оскар и Розовая дама», объединили в новом спектакле театра «ЛДМ. Новая сцена» истории набоковской нимфетки и Гриория Распутина и показали свою версию событий 1916 года.

Сюжет

Несмотря на некоторые аллюзии на оригинальную «Лолиту», хоррор-мюзикл «Лолита 1916» в театре «ЛДМ. Новая сцена», по большому счету, игра не столько с набоковским романом, сколько со временем, с Россией, которую мы потеряли (или той, которую не имели), с той эпохой, когда вера в мировое зло по имени Распутин была безграничной. Однако мюзикл «Лолита 1916» — это еще и попытка, оглянувшись назад, в прошлое, увидеть не только руины, но и нечто вечное, существовавшее во все времена, сопровождаемое мильоном терзаний и трепетом, — нечто под названием «любовь».

«Любовь или педофилия?» — этим вопросом с момента выхода набоковского романа задаются не только читатели, но и создатели мюзикла.

Этим же вопросом задается теперь и зритель, который впервые видит фигуру обнаженной Лолиты (Е.Малевская), четко выделяющуюся на фоне темной сцены. Ее фигура и белое платье, висящее рядом, — единственные источники света и тепла, к которым тянутся руки обезумевшего от кровосмесительной любви родителя — отца Лолиты. И это именно тот целомудренный эротизм, который притягивал когда-то взгляд читателя оригинальной Лолиты, а теперь взгляд зрителя «Лолиты 1916». И это именно та нимфетка, которой Набоков отвел особую роль в спектакле жизни, — вся ее роль по-прежнему сводится к тому, чтобы блистать свежестью и тянуть на дно.

Лолита (Евдокия Малевская)
Лолита (Евдокия Малевская)

Тем не менее, в отличие от набоковской нимфетки, эта Лолита загадочна и окружена дымкой таинственности. Неясны многие обстоятельства жизни и ее приключений с отцом (не с Гумбертом Гумбертом, а Стебловым). Туманны ее скитания по Петербургу образца 1916 года (в этом Петербурге жизнь протекает в пышных дворцовых декорациях, аристократия устраивает черные маскарады, подруга Государыни сверкает нарядами и мехами, а обитатели «дна» пребывают в некоем гибриде работного и  публичного дома под руководством Мадам Жу-Жу (М.Колганова)).

Но с появлением Распутина (В.Макаров) зритель взглянет на Лолиту его глазами и под единственно правильным углом — как «на воспоминание о давно прошедшем, которое впоследствии станет истоком происходящего».

Таким стартовым толчком станет исторический факт (от 2 января 1915 года) крушения поезда, на котором ехала подруга Государыни, А. А. Вырубова (Н.Фаерман). А вместе с нею (стараниями создателей мюзикла) Лолита с отцом, а заодно будущий возлюбленный Лолиты и пособник убийства Распутина — Райнер (Г.Новицкий). Этот факт разделит жизнь героев на «до» и «после» и послужит этаким маховиком времени, позволяющим путешествовать сквозь пространство и время, а героям (и зрителям) находиться сразу в нескольких временных пластах.  

Анна Вырубова (Наталья Фаерман) и Григорий Распутин (Всеволод Макаров)
Анна Вырубова (Наталья Фаерман) и Григорий Распутин (Всеволод Макаров)

Двоемирие, в котором отныне будут жить герои (потерявшая отца Лолита, утратившая возможность ходить Вырубова и нашедший в лице Лолиты утраченную много лет назад любовь Распутин), заставит их время от времени не просто взывать к минувшему, но находиться в постоянной гонке с настоящим, из которой каждый из них выйдет проигравшим.

Но все это будет потом, когда опустится занавес. А сейчас, после чудесного спасения, как счастливы, как полны надежды на будущее, жажды жизни обе влюбленные в одного мужчину Вырубова и Лолита! И как лиричны дуэты на русском, английском и французском (языках аристократии) Лолиты и ответившего взаимностью Райнера!

И только появление Распутина, одно упоминание о котором поднимает со дна памяти зрителя самые темные истории, кажется, способно затмить это счастье.

 Анна Вырубова (Наталья Фаерман) и Григорий Распутин (Всеволод Макаров)
Анна Вырубова (Наталья Фаерман) и Григорий Распутин (Всеволод Макаров)

Распутин, чья жизнь сопровождена множеством додуманных и придуманных фактов, подробностями политических коллизий того времени, в «Лолите 1916» хочет сорвать с себя путы традиционных конспирологических историй и обрести наконец настоящее человеческое счастье.

Впервые увидев Лолиту и признав в ней погибшую возлюбленную Глашеньку, он превращает свое чувство к ней в наваждение, которое преследует его неотступно, неотвязно. Видя ее мельком, наслаждаясь ее мимолетным присутствием и снова теряя ее из виду, он, кажется, способен чуять ее за тысячи верст и лет — нет ни времени, ни пространства на просторе настоящей любви. И эта божественная (или бесовская?) зависимость от своей любви делают образ Распутина (и мюзикл в целом) еще драгоценнее.

Однако аромат этой любви, на котором все держится, мощнее всего проявляется именно в воспоминаниях Распутина.

Пуская в ход все ухищрения своей памяти, он жаждет удержать волшебство момента встречи с прошлым — с Глашенькой. И вот уже зритель видит двоих Распутиных (старого и молодого), миры которых отличаются друг от друга как ад и рай.

Молодой Распутин (Антон Авдеев) и Глашенька (Евдокия Малевская)
Молодой Распутин (Антон Авдеев) и Глашенька (Евдокия Малевская)

И пока постаревший Распутин уходит в тень воспоминаний, на сцене появляется его молодой двойник (А.Авдеев). С его приходом сразу становится светло, до того впечатление от его пения ассоциируется с чем-то светлым и сияющим. В молодом босоногом Грише Распутине и его Глашеньке уживается какая-то деревенская, исконно русская, простота и небесная чистота. Они — сама благодать, само спокойствие, как спокоен пейзаж на картинах передвижников. Сцены с ними, их образы — сродни головокружительному погружению в плоскость живописного полотна, которое распадается на драгоценные мазки, штрихи, детали — голые ступни, мельчайшие складки ткани, зажженные свечи. И в этом спиритизме воспоминаний воскреcает, теплится в памяти Распутина призрачный лик его любимой, а вместе с ним — счастливые дни его золотой юности, откуда с тех пор идет свет.

 Молодой Распутин (Антон Авдеев) и Глашенька (Евдокия Малевская)
Молодой Распутин (Антон Авдеев) и Глашенька (Евдокия Малевская)

Но как бы ни хотел постаревший Распутин воплотить воспоминание в реальность, как бы ни жаждал прикоснуться к щеке Глашеньки, его попытки утекают, как песок, сквозь пальцы, а воспоминание рассыпается в руках, потому что на самом деле это не что иное, как мираж, обманка, подсунутая кукловодом (С.Худяков).

С этого момента начинается история грехопадения Распутина (инфернальная тема продажи души затронута еще в диснеевской «Анастасии»). Разница лишь в том, что в «Лолите 1916» сделка происходит не ради обретения мирового могущества, а ради любви – соединения души Глашеньки (Д.Чеснокова) с телом Лолиты.

Григорий Распутин (Всеволод Макаров), Лолита (Евдокия Малевская), Юродивый (Сергей Худяков)
Григорий Распутин (Всеволод Макаров), Лолита (Евдокия Малевская), Юродивый (Сергей Худяков)

Но в момент продажи души кукловоду (которого называют Юродивым) зритель уже знает, что бухгалтерия истории потребует от старца еще одно — его жизнь.

И если в начале действия зритель смотрит на Распутина ретроспективно — ему уже известно, что было потом… ожидание трагической развязки становится чем-то вроде пункта в школьном учебнике. По мере действия мюзикла очертания судьбы «старца» начинают проступать все ярче, новые краски в характере проглядывают сквозь предыдущие. И когда поверх темных тонов характера Распутина проступают светлые, а сам он входит в плоть и кровь мюзикла, то при виде удавки на его горле, глубоко впившейся в кожу, зрителю становится почти физически больно, просто потому, что нельзя сделать так, чтобы всего этого не было.

Актеры и роли: Распутин

Отец Григорий (в исполнении актера театра имени Вл. Маяковского, Всеволода Макарова, известного петербургскому зрителю по мюзиклу «Оскар и Розовая Дама») — воплощение очеловеченной легенды. Ровно к моменту его первой встречи с Лолитой зритель уже думает о нем именно так — как о живом персонаже, который до конца не может контролировать свою безумную любовь. Его Распутин — о темных и светлых силах, их единстве и конфликте в каждом человеке. Об устремлениях сердца и причинах этих устремлений. Все это многообразие чувств отражено точно и составляет тайну равновесия, которое может быть нарушено только выстрелом заговорщиков во главе с Ф.Юсуповым (В.Туркин).

 Григорий Распутин (Всеволод Макаров), Лолита (Евдокия Малевская)
Григорий Распутин (Всеволод Макаров), Лолита (Евдокия Малевская)

Способный на точнейшую пластику и на тончайшую актерскую игру (когда он проходит сквозь ряды в зрительном зале, его герой увядает с каждым шагом и вновь молодеет на глазах, когда ненадолго обретает Лолиту), Распутин Макарова умеет держать внимание зала особым типом магнетизма. Каждая поза, жест, сама фигура «старца» так насыщена внутренней энергией, что у зрителя есть ощущение странного гипнотического присутствия подлинного отца Григория — чего стоят сеансы исцеления Вырубовой, во время которых актеру удается пройти по краю между врачеванием и соблазнением.

Это пребывание «на грани» — демонстрация способности совмещать большое и мелкое, побуждения высокие и низкие, силу то созидательную, то разрушительную — становится визитной карточкой Распутина в «Лолите 1916». Переходы из одного состояния в другое, из одной крайности в другую, во время которых актер изменяет выражения лица, голос, пластику, представая то грешником, то праведником, — не случайны, как не случайны все слухи и домыслы о святости и низости Григория Распутина. Однако, даже продав душу бродячему демону-юродивому, Распутин в исполнении Всеволода Макарова делает все, чтобы сохранить свой внутренний мир живым. Опустив голову, он встает на колени и измученно замирает у подножия храма, как будто размыв какую-то невидимую границу между понятиями «добродетели и греха», «ада и рая», «хорошо—плохо», подтверждая, что «смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы понять, насколько низко человек может пасть, а потом узнать, до каких высот он может подняться».

И именно эта сцена покаяния (одна из самых сильных сцен мюзикла) заставляет зрителя посмотреть на Отца Григория сквозь особую призму чувств — сквозь жалость и нежность к смертному человеку, которого вот уже столетие все считают демоном.

 Григорий Распутин (Всеволод Макаров)
Григорий Распутин (Всеволод Макаров)

Вот почему к моменту хрестоматийного убийства старца (описанного в книгах и показанного в десятке фильмов), к той точке замирания, когда круг участников заговора разомкнут и вот-вот явится Распутин (его уже ждут, для него приготовлен бокал с отравленным вином и пуля в пистолете Юсупова), зритель видит уже не «святого черта», а человека, сердце которого бьется как его собственное.

Еще минута, другая — биения, нерва, дрожания воздуха — и Распутин встанет между заговорщиками, совершенно беззащитный перед дулом пистолета, направленным, кажется, не только ему в грудь, но и не знающему, куда деваться от гулкого грома своего сердца зрителю. Вот-вот раздастся пронзительный выстрел, вот-вот массовка взмахнет кроваво-красными платками, констатируя кровопролитие… Но за несколько секунд до этого будет поймано последнее биение жизни — воссоединение с Глашенькой-Лолитой, которые в объятиях старца сольются как небо и земля и станут суть одно. Но все, что Распутин до того видел в счастливых снах, все, что дало на прощание радость чистую, будет утрачено, затонет 30 декабря 1916 года вместе с ним и имперской Россией уже навсегда.

 Григорий Распутин (Всеволод Макаров), Лолита (Евдокия Малевская), Юсупов (Василий Туркин)
Григорий Распутин (Всеволод Макаров), Лолита (Евдокия Малевская), Юсупов (Василий Туркин)

Финал

Все, что произойдет после, заставит зрителя вздрогнуть, как, должно быть, вздрагивали люди в начале XX века, превращенные в песчинки слишком мощным потоком истории.

Однако сквозь мутную мглу, которой покрылась российская земля, вновь возникнет крохотный свет. Из тумана далекой, исчезнувшей жизни мелькнет надежда в виде вернувшихся на сцену героев — инкарнаций Распутина и Глашеньки-Лолиты, которые встретятся, но уже не в заповедном одуванчиковом раю, а в декорациях современного Петербурга. Этим героям все только предстоит — знакомство, блаженное первое свидание. Их дуэты и объятия, действие мюзикла «Лолита 1916», перенесенное в другой временной пласт, кадры кинохроники, транслирующейся на экран, словно говорят, что жизнь не финишировала ни в декабре 1916, ни в октябре 1917, что река времени уносит ревность, печали, боли. Усмиряются страсти, утихают страдания, но жизнь и любовь вечны.

Антон Авдеев, Евдокия Малевская
Антон Авдеев, Евдокия Малевская

Фото:  https://vk.com/musicallolita

Где: театр «ЛДМ. Новая сцена», улица Профессора Попова, 47.

Рейтинг
5 звёзд
6
4 звезды
2
3 звезды
2
2 звезды
0
1 звезда
0
Романова Наталья

Влюбилась в молодого Распутина, у него такой прекрасный голос и мне показалось его мало. Дайте еще и побольше!!!

8 месяцев назад
Sveta

Мюзикл понравился

Получила огромное удовольствие от мюзикла “Лолита” в театре ЛДМ. Новая сцена. Все было чудесно! Пойду теперь на “Мастера и Маргариту”, я там еще не была.

8 месяцев назад
Владимир

Что касается "Лолиты" в ЛДМ

Чувственный спектакль, можно досидеть до конца

8 месяцев назад
Александр И.

Я чего-то не понял в спектакле “Лолита”, а почему она уезжает в конце представления на “Сапсане”, а не на лошадях?

8 месяцев назад
Иван

В целом, мюзикл “Лолита” пришелся по вкусу

8 месяцев назад
Булатов Сергей

Какая она хорошенькая, эта Лолита, ну просто “бомба”!

8 месяцев назад
Вероника

А почему это молодой красавец Гришка Распутин не удержал возле себя Глашеньку?

8 месяцев назад
Kolesnikov Petr

Как низко пало русское дворянство… У дедульки Распутина паранойя на малолетнюю нимфетку.

8 месяцев назад
Артем

"Лолита" в лдм спб

Я бы не хотел встретить на своём жизненном пути такую дьяволицу Лолиту со слащавым личиком и стервозно-хитрыми манерами! Больше не пойду на этот спектакль. Одного раза вполне хватило.

8 месяцев назад
Кондратьева Ольга

Это не "Лолита" Набокова!

Пришла получить эстетическое наслаждение от «Лолиты» Набокова, а получила не то, что хотела. Полная неразбериха и бред сумасшедшего. В ЛДМ на «Лолиту» больше не пойду.

8 месяцев назад
Екатерина

Молодые артисты очень хорошо и вдохновенно играли. Я была в восторге от игры, музыки и инсталяций. Пойду еще на другие спектакли театра ЛДМ.

8 месяцев назад
Бывалов

мюзикл "Лолита 1916" в ЛДМ

Очень вычурный и нагроможденный спектакль. Можно было сочинить что-нибудь попроще — ближе к историческим фактам о Распутине.

8 месяцев назад
Макс

Отзыв Хоррор-мюзикл “Лолита 1916”

В холле ЛДМ щедро висели красные полотнища с жарким призывом на решительные действия. Я даже вспотел от напряжения, так как я не согласен, что все в любви зависит от женщины! А вот лозунг: «Лолита – это блаженство запретного рая, небеса которого горят адским пламенем» мне понравился, так как он полностью соответствует теме спектакля. Идти на мюзикл «Лолита» советую.

8 месяцев назад

Отзыв Хоррор-мюзикл «Лолита 1916»: вечная любовь.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться...