Лянка Грыу о сущности Ирэн Адлер, важности поэзии, роли
интуиции и хрусте книжного корешка
Как вы считаете, зачем делать еще одно русское кино про Шерлока?
Все еще помнят версию Игоря Масленникова. Помнят – это прекрасно, особенно учитывая, что первый фильм был снят в 1978 году. Память о хорошем кино никто не пытается затмить. Помните вы, помнят ваши родители, но спросите детей, новое поколение. Наш Шерлок – для людей, привыкших к современному ритму как в жизни, так и в кино, он намного более зрелищный. Это не просто интеллектуальная игра и ни в коем случае не попытка сделать кальку с первой экранизации. Самостоятельная приключенческая сага. Мы ведь не пересняли сценарий (как это сделали со «Служебным романом»), а экранизировали первоисточник – книги Конан Дойла, в которые, безусловно, вложили свое прочтение. Почему-то никто не удивляется, когда в театре снова и снова ставят «Чайку», но стоит кому-то начать снимать кино по известному произведению, появляется скепсис. Мой совет: посмотрите наш фильм без шлейфа воспоминаний. Отнеситесь к нему как к здорово написанному и круто снятому детективу.
На чем держится любовь Ирэн Адлер и Холмса – только на том, что он считает ее равной себе по уму?
Холмс единственный, кто знает Ирэн настоящую. Нежную, открытую девушку, способную видеть красоту, не разучившуюся мечтать. Такой он встречает ее впервые, и вся его жизнь переворачивается. Но их отношения обречены, жизнь ставит их по разные стороны баррикад, и только ирония судьбы не дает им объясниться и разорвать замкнутый круг страданий.
Насколько для вас самой важно познавать мир не только посредством разума, но и посредством чувств?
Я в первую очередь доверяю чувствам. Интуиция – очень сильная вещь, голос сердца не дает нам идти на компромиссы с собой. Я получаю массу впечатлений во время путешествий, это, безусловно, большой опыт. Внимательна к традициям и истории стран, в которых бываю. На мой взгляд, культура – это самое ценное, что есть в каждом народе, ее надо беречь.
Вы видели сериал целиком? Есть ли узнаваемая музыкальная тема?
Насколько я помню по «Детям до 16…», саундтрек очень важен для режиссера Андрея Кавуна. Повторюсь: мы не ищем перекличек с первой киноверсией книги, наш фильм – это взгляд нового художника на старое произведение Конан Дойла. Создание кино отчасти магический процесс: фильм получается, когда сходится великое множество случайностей. Андрей очень внимательно относится к музыке, часто, снимая ту или иную сцену, он уже знает, какой мотив должен звучать, и позже, когда музыка пишется, добивается от композитора ровно того, чего хочет.
Кстати, как с ним работалось во второй раз?
Так же интересно, как в первый, и даже легче. Всегда проще работать, когда понимаешь задачу практически без слов или на каком-то своем, уже сформированном языке
Что думаете про английского «Шерлока»?
Мне очень нравится. Великолепная работа актеров. Выдержанный стиль, с нетерпением жду следующий сезон.
Вы давно в шоу-бизнесе. Что вам нравится в нем? Как относитесь к фэшн-съемкам, рекламе? Любите ли экспериментировать с образом?
Ну, во-первых, я работаю не в шоубизнесе. Или давайте определимся в понятиях: шоу-бизнес для меня – это эстрада, шоу-балеты, ведение стендап шоу, а мир театра, кино, оперы и балета к этому не имеет никакого отношения. К фотосессиям отношусь как к части профессии. работа перед фотокамерой – это совершенно другая манера подачи себя. В кадре статика, но нужно передать жизнь, настроение, атмосферу – это отдельное искусство, которое приходит с опытом. Мне нравится. А эксперименты с образом остались в подростковом возрасте. Сейчас я нашла себя, а значит, мне не надо придумывать образ. Я просто есть.
Может ли перемена во внешности знаменовать какие-то внутренние перемены?
Думаю, да. Три года назад, когда я встретила своего любимого человека началась новая история моей жизни, и как только я забеременела, сразу вернула свой естественный цвет волос. Начался совершенно новый этап. Сейчас я очень счастлива, чувствую себя цельной, словно нашлась недостающая часть меня. Когда смотрю на фото, где я блондинка, возникает чувство, что смотрю на незнакомого человека.
Насколько для вас важно соблюдать баланс между работой и остальной жизнью? Часто ли вы видитесь с друзьями? Куда предпочитаете ездить отдыхать?
Сохранять баланс необходимо. работа – это только часть жизни, безусловно, любимая и интересная, но самое ценное – семья и близкие люди. Я как-то уже говорила, мой дом – это мое место силы. Мы с мужем всегда рады гостям, их не много, но они все понастоящему близкие и проверенные люди. Я беру сейчас не так много работы, чтобы реже расставаться с сыном. Возможно, позже увеличу загруженность, но только если почувствую, что готова это сделать. Не хочу ничем жертвовать, этого все равно никто не оценит. Для меня самая удачная инвестиция – это путешествия. Мир так огромен и прекрасен! Я с детства обожаю передачи о живой природе и мечтаю увидеть все своими глазами.
Что гарантированно поднимает вам настроение?
Мой сыночек. Когда я вижу его улыбку, все мои проблемы рассеиваются, и на душе становится тепло и радостно.
Знаете ли вы про новый сериал, который снимается сейчас по «Трем мушкетерам»? Д’Артаньяна там играет выпускник серебренниковского курса Риналь Мухаметов. Интересно будет посмотреть? Есть ли у вас какое-то особенное отношение к Дюма, к этой книжке, которая для многих даже из нашего поколения была культовой?
Особого отношения нет, хорошая детская книга. А сериал с интересом посмотрю, в нем хороший актерский состав, и интересно взглянуть на режиссерский опыт Сергея Жигунова.
Где вы черпаете вдохновение, откуда берете идеи? Муж помогает?
С мужем часто обсуждаем сценарий, ту или иную сцену, крутим, вертим, придумываем, со стороны кажется, что даже немного спорим, но на самом деле пробуем разные варианты для диапазона и часто находим интересное новое решение. С талантливыми людьми вообще интересно спорить, можно многому научиться. Но мой главный помощник – это поэзия. В стихах я могу найти неповторимую ноту, подтекст, который привнесу в сцену. Подобрав нужное стихотворение, я словно глубже понимаю суть сцены или душу героини.
Стихи – это образы историй, которые я хочу воплощать в своих ролях.
Возвращаясь к «Детям до 16…» – там довольно много афоризмов, например: «Нет единственных. Надо любить того, кто рядом». Что вы думаете по этому поводу?
единственных нет, согласна. Но есть те, без которых ты не мыслишь себя здесь и сейчас. Не до конца жизни, не на века, а просто сейчас. Этот момент надо ловить, и не позволять счастью разбиваться о страх неизвестности. Ведь те, кто рядом, – это не данность, это осознанный выбор. И если любовь закончилась, не вижу смысла ее «насиловать». Каждый человек имеет право
быть счастливым, имеет право на новую любовь. Живем один раз, и только мы сами решаем, счастливы мы будем или нет. если человек мучается – значит, это его выбор, значит, когда он страдает, он чувствует себя живым. Печальная иллюзия, но у многих так.
Есть ли у вас какое-то уже сложившееся амплуа? Или – есть ли образы, которые воплощать на экране вам предлагают чаще?
Сложней всего взрослеть на экране. Переходить из категории девочкиприпевочки в категорию молодой женщины. На это уйдет время, я это понимаю и готова ждать ролей. Для меня важней не количество, а качество предложений. Я понимаю, что меняюсь не только внешне, но и с профессиональной точки зрения – пришло понимание профессии, я многому учусь и хочу развиваться.
Какие книжки в последнее время заставляли вас задумываться и о чем?
Не все прочитанные произведения стали для меня открытием: иногда мораль в них проста, но вот как она преподнесена – это наслаждение. Я читаю, чтобы впитывать стиль писателя. Обожаю, когда в голове, строчка за строчкой, летят его слова и рисуются образы. Очень захватывающе! Обожаю свежий хруст книжного корешка, словно ломается французский багет. Запах типографской краски… Поэтому я никогда не читаю электронные книги. Одни из самых моих любимых произведений – «451° по Фаренгейту» рэя бредбери и рассказы Германа Гессе, «Пикник на обочине» братьев Стругацких, «Камера обскура» Владимира Набокова, «Мастер и Маргарита» Михаила булгакова. Думаю, единственные книги, которые переворачивают мое уже сложившееся представление – это книги Станиславского. Сколько ни перечитывай, в них всегда можно найти для себя, для профессии, что-то новое.
Ну и, конечно же, каковы ваши творческие планы на ближайшее будущее?
Сейчас мы заканчиваем работу над «Шерлоком», находимся на этапе озвучания. Параллельно снова снимаюсь в Петербурге, в историческом сериале «разведчицы», где играю польскую партизанку, помогающую двум русским разведчикам пересечь фашистскую Германию. Для меня роль по-настоящему интересная, зрелая и сложная, ведь мне приходится играть и на польском языке, с польскими актерами, а также на немецком и русском, но с сильным польским акцентом. На подготовку к съемкам уходит время, но это по-настоящему увлекательно.
Интервью ПОЛИНА СУРНИНА
Review Интервью: Лянка Грыу.