Театр

Новый сезон: лучшие постановки

В СЕНТЯБРЕ ВСЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ НА СВОИ МЕСТА ИЗ ОТПУСКОВ, С КАНИКУЛ И ГАСТРОЛЕЙ. А ЗНАЧИТ, ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАЛЫ ВНОВЬ БУДУТ ПОЛНЫ ЗРИТЕЛЯМИ, ЗАТАИВШИМИ ДЫХАНИЕ В ОЖИДАНИИ ЧУДА, А СЦЕНЫ — ТВОРЦАМИ ЭТИХ ЧУДЕС

«Айседора» Театр Станиславского и Немировича-Данченко

Молодое дарование Владимир Варнава, запомнившийся нам своим участием в смелом проекте продюсера Сергея Даниляна «Мечтатели» на музыку Daft Punk, создал в этом году спектакль «Айседора» специально для примы Натальи Осиповой. Балет поставлен на музыку Сергея Прокофьева к «Золушке». Казалось бы, самым простым решением было последовать нарративной традиции Джона Ноймайера и придумать классический биографический спектакль с понятными аллюзиями и метафорами, но Варнава мыслит новаторски. В постановке концептуально обыгран идео
логический бунт Дункан против танцевальных норм ее эпохи. Премьера состоялась в калифорнийском Сегерстром-центре. Даниляну, Сергею Дягилеву современности, удалось привлечь к участию целый ряд блестящих исполнителей. Кроме Натальи Осиповой и самого Владимира Варнавы, который в этот раз выйдет на сцену, в «Айседоре» участвуют Вероника Парт, Эмили Андерсон, Владимир Дорохин.

«Человек из рыбы» МХТ им. А. П. Чехова

Один из самых интересных сегодня российских режиссеров Юрий Бутусов редко обращается к современной драме, «Человек из рыбы» — чуть ли не первый его опыт. Эта постановка, выпол
ненная в сотрудничестве с молодым петербургским автором Асей Волошиной, откроет новый сезон в МХТ. История проекта очень необычна: сюжет пьесы навеян недавним спектаклем Бутусова «Бег». «Человек из рыбы» — размышление о судьбах родины, которую покидают у Булгакова белогвардейские офицеры (и с тоской вспоминают на жаркой чужбине снег, падающий за окном квартиры на Караванной улице). Автор признается: «Пьеса является жесткой с точки зрения формы конструкцией, в которой по трубкам идет моя кровь». Действие происходит в наши дни в Петербурге. Что такое отечество и есть ли еще смысл соотносить себя с той или иной точкой на карте — это пытаются понять молодые герои «Человека из рыбы». В постсекулярном, постиндустриальном, постпостпостмире все идентичности размыты, одно неизменно — язык. Он старше времени и пространства, и именно через него определяет себя новое поколение.

«Лекция о ничто» Фестиваль «Территория»

«Лекция о ничто» — классический текст модерниста Джона Кейджа, впервые представленный публике в 1952 году в качестве музыкальной оратории в художественном клубе Роберта Мазервелла на Манхэттене. Знаменитые строки «Мне нечего сказать, но я все равно говорю, и это и есть поэзия», многажды процитированные ведущими режиссерами и драматургами со временности (последний раз — на Зальц бург ском фестивале Питером Селларсом), в далекие 1950-е довели публику до морального истощения. Каждая фраза спектакля произносится минимум дюжину раз. В one man show, созданном специально к юбилею Кейджа для Рурского триеннале, Роберт Уилсон возвращается к истокам, к самому себе образца «Эйнштейна на пляже», чуть ли не главной творческой коллаборации минувшего столетия (музыку писал Филип Гласс). «Лекция о ничто» в версии основателя постдраматического театра образец пуризма. Мелодию, сотканную из тишины и отстраненной декламации, Уилсон обогащает предметной визуализацией кейджевских метафор. Пожалуй, это самая долгожданная премьера сезона.

«Ангел смерти» Фестиваль «Территория»

Ян Фабр снова в Москве с нашумевшим перформансом «Ангел смерти». В оригинальной версии, представленной на Авиньонском фестивале, действо разворачивается под открытым небом, на одной из прованских площадей. Танцовщица Ивана Йожич, главная и единственная участница спектакля, вступает в немое соревнование с корифеем современного балета Уиль ямом Форсайтом, который на видео двигается словно сомнамбула, полуобнаженный, в Анатомическом музее города Монпелье. Форсайт и есть ангел смерти, искусством поправший небытие. Он произносит текст, специально написанный Фабром в 1996 году и посвященный Энди Уорхолу — Уорхол, как известно, был зачарован смертью. Это монолог от лица мужчины, женщины и гермафродита одновременно — рассуждение, апеллирующее к идеям отца поп-арта о бессмертии как истинной сущности настоящих звезд. Спектакль — условный постскриптум к трилогии Фабра о теле и своеобразная беседа трех икон contemporary art: Уорхола, Форсайта и Фабра. Все основные темы великого художника и режиссера тут как тут: метаморфозы гендера, проклятие творчества, будущее культуры.

«Фальшивая нота» Театр им. Вахтангова

Автор пьесы «Фальшивая нота» — французский драматург, режиссер, актер и телеведущий Дидье Карон, человек удивительной судьбы. Он долгое время работал обыкновенным служащим в маленьком банке, пока однажды совершенно случайно не попробовал себя на театральном поприще. Очень скоро Карон начал сам писать тексты, каждый из которых становился настоящим событием в Париже. Сейчас он возглавляет Театр Мишель, где и состоялась премьера «Фальшивой ноты» — очередного зрительского хита его авторства. В основе сюжета — история мировой знаменито
сти, дирижера симфонического оркестра, прибывшего с гастролями в Женеву. После репетиции в гримерку к нему заходит раздраженный поклонник, завязывается беседа на повышенных тонах о музыке, творчестве, жизни и смерти. Из этой схватки оба выйдут изменившимися, мировоззрение каждого будет подвергнуто нешуточному испытанию. В «Фальшивой ноте» Карону удалось совместить вековые традиции столь популярного во Франции «бульварного театра», отличающегося смелым, нередко вульгарным юмором, с серьезным философским размышлением о смысле всего сущего. В московской адаптации Римас Туминас пригласил на главные роли блестящих Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова.

текст Зинаида Пронченко

Review Новый сезон: лучшие постановки.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться...