В фильме «Он — дракон» не сыскать героев, которые предаются любовным утехам, наяву или во сне, но это фильм именно о той любви, которая дает о себе знать внезапно и оглушительно, разрывается огнями фейерверка, обращается в искры или в пепел..
В эту любовь героиня – княжна Мирослава — впрыгивает в одной ночной рубашке, сбросив с себя праздничную мишуру пышной свадьбы (рябиновые бусы, жемчуга и косу). В отличие от Золушки, ей не нужна помпезная роскошь дворцов и титулов, чтобы любить. Она и Арман, оказавшись на необитаемом острове, предстают этакими полунагими детьми, подхватившими одежду и утварь из потонувших сундуков и обустроившими свой тесный Эдем.
Возлюбленный Мирославы по имени Арман наделен многими положительными качествами, которые могли соединиться в одном смертном разве что мифически.
Храбрый, суровый (хотя временами страдающий от инфернальной примеси в своей крови), несмотря на свою порочность, очень стеснительный и нежный, и, конечно, души не чает в героине. Воплощая невинность, готовность пожертвовать собой, он с лихвой компенсирует свою идеальность неимоверными всплесками звериной природы дракона.
Оголенный торс с рельефом мышц и мускулов, по которым время от времени бродит раскаленная лава вместо крови, — единственное, что передает его двойственную природу человекодракона.
Представая чудовищем, которое может уничтожить одним неистовым рывком, он готовит Мирославу к участи сгореть на жертвенном алтаре, однако она разворачивается ему навстречу в невинной готовности любить его так, как Офелия любит Гамлета и Джульетта — Ромео.
МИРОСЛАВА любит Армана, как Офелия любит Гамлета, а ДЖУЛЬЕТТА — РОМЕО.
Благодаря Мирославе, гений любви снисходит до диковатого, жившего Бог весть сколько в одиночестве мальчика. Опешивший зритель оказывается свидетелем нескольких сладостных и ужасных секунд и как будто делит вместе с героиней нарастающий поток страха и нежности.
Когда он чересчур распаляется, она успокаивает его своими умиротворяющими колыбельными и поцелуями. Она тянется к нему с такой готовностью, словно она годами мечтала о женихе-драконе. Он же, претерпевший множество телесных пыток, борется с драконом внутри себя для того, чтобы обуздать текучесть и непостоянство своей природы и застыть в образе человека.
И хотя любовь эта оказалась колюча, как усеянное звездами небо, зритель не верит (не желает верить), что к острову причалит жених Мирославы – Игорь – и, убив Армана, заберет ее домой. Зритель не верит еще больше в то, что Мира и Арман расстанутся, разбежавшись каждый по своим убежищам. Но когда это все-таки происходит, когда их отношения сходят на нет (имеющий невыплеснутые желания любить и быть любимым, Арман отталкивает Миру, и эта попытка капитуляции — средство заглушить страх перед сильными чувствами и способ «укрощения» своих желаний), каждый из них в самом деле возвращается к исходной точке. А потрясенный пронзительностью этой сцены зритель решит, что он вместе с главными героями пережил какой-то любовный опыт, и будет различать какой-то гул после схлынувшей страсти — так в морской раковине доносятся издалека звуки прибоя. Однако настоящее чувство, не успев схлынуть, заявит о себе вновь, крадучись сквозь толстый слой тумана.
С ролью АРМАНА Матвей Лыков из модельного мира решительно шагнул в мир большого кино.
Любовь героев – это яд, который остается в ране и бродит по крови, и обуздать эту любовь не в силах ни стерильность брачных одежд, в которых Мира идет под венец с другим, ни холодность клятв, произнесенных полушепотом. Собственно, финальная песнь героини – сначала тихо, а потом в полную мощь – гимн этой самой любви, которая приобретает характер ритуального помешательства.
Исполнители главный ролей – Мария Поезжаева (Мирослава) и Матвей Лыков (Арман) сходятся в кадре, как лед и пламень.
Сын актера Александра Лыкова, Матвей Лыков с детства постигал азы актерского мастерства и начал свое восхождение к славе, работая моделью.
Добившись успехов на ниве модельного бизнеса, он решительно шагнул в мир большого кино. Поэтому теперь между предложениями сняться в одной из фотосессий, во время которых все эти годы он так мастерски демонстрировал достоинства своей фигуры и прижимался нагишом к очередной модели, и съемками в серьезном кино, он выберет второе.
Собственно, роль Армана в фильме «Он – дракон» — не в последнюю очередь удалась благодаря модельным навыкам Лыкова. Неспроста камера медлит вблизи его губ и кубиков торса, неизменно обнаженных и изваянных, как у статуи Адониса. Именно поэтому поклонницы Лыкова-Армана готовы ходить на сеансы по несколько раз кряду, чтобы наглаживать взглядом его рельефную мускулатуру, и вместе с Мирославой, будто наяву, любоваться тем, как луч солнца путешествует по его коже и щекочет его щеку.
Его партнерша – Мария Поезжаева, вчерашняя влюбленная девочка из «Чулимска», несет в себе тот же заряд нежности и чистоты, желая посадить цветы там, где все твердят, что «это бесполезно». Если в фильме «Прошлым летом в Чулимске» она сажала маки, то в «Он – дракон» она сажает на бесплодную почву цветы своей любви. И ее не смущает, что эти цветы в любой момент могут быть обращены в пепел драконом. Оказавшись посвященной во все тайны пристанища Армана, она не по-княжески деловита и бесстрашна. То, что для другой на ее месте стало бы холодящим руки и ноги, захватывающим дух ночным кошмаром, для нее становится любовью всей жизни. Поезжаевой свойственна та же волшебная легкость обращения с ролью, что и ее героине — княжне Мирославе – легкость обращения с воздухом, по которому летят лепестки.
Что касается второстепенных героев – жениха Мирославы – Игоря (Петр Романов), отца (Станислав Любшин), сестер, других невест, которых в начале фильма ведут на заклание дракону, то они выступают связующим звеном между мирами главных героев, позволяют, в частности, лучше понять их взаимосвязь.
Фильм «Он – дракон», местами созвучен жанровым картинам художников-передвижников. В нем, как и в любом хорошем эпическом полотне, особую функцию несут многочисленные яркие фольклорные и обрядовые детали, многие из которых хоть и начертаны древнерусским шрифтом, но прочесть их сможет всякий. Вот почему этот фильм держит зрителя в плену.
Для тех, кому недосуг выискивать одинаковый сюжетный зачин и параллели с шедеврами живописи и фольклора, фильм «Он – дракон» выступит этаким туго натянутым парусом, который отнесет к собственным настроениям и душевным состояниям.
При всей своей мрачноватой составляющей, фильм оставляет ощущение легкости. Грамотно и эффектно выстроенный, с красивой музыкой (чего стоят современные напевы,которые маскируются под фольклорные) , фильм «Он — дракон» способен тронуть зрителя, но при этом не может шокировать, разве что радовать глаз и слух.
Review Фильм «Он — дракон».