Когда-то выпускник ТИ им. Б. Щукина и кинорежиссерского факультета NYFA в Лос-Анжелесе, а ныне актер и режиссер театра Мастерская Петра Фоменко, Юрий Титов покинул Америку, чтобы вернуться в Россию и снимать качественное российское кино. Год назад, запустив собственную кинокомпанию «Серафим Синема» вместе с группой друзей и единомышленников, он готовит к премьере беспрецедентный по российским меркам проект «10 фильмов коротышек» — серию короткометражек в жанре интеллектуальной комедии, полную гротеска и эксцентрики. Нам удалось посмотреть рабочие (черновые) версии нескольких короткометражных фильмов и пообщаться с их автором.
«Возможность остаться в Америке, конечно, была, — говорит Юрий о своем американском прошлом. — Сама программа киноакадемии позволяет остаться еще на один год с правом официального трудоустройства. Даже после показа наших дипломных (итоговых) киноработ на студии Universal, ко мне подходили некоторые продюсеры с предложением, чтобы я написал сценарий полнометражного фильма по своей дипломной работе «Enchanting hands» (Очарование рук). Не могу судить, насколько официальными были такие предложения и к чему бы они в итоге привели или не привели, но уже на тот момент я явно ощущал потребность вернуться на родину. Этого желания не было изначально, но по истечении полугода… оно возникло».
Находясь в Америке, он каждый день встречал взглядом прибывающие самолеты, переполненные жаждущими славы актерами, сценаристами, режиссерами, и все больше укреплялся в своем желании создавать кино у себя на Родине.
«На фоне ревущих самолетов над моей головой мне все больше хотелось по завершении учебы прилететь обратно в Россию, где есть сумасшедшие (пускай их не так много, но на один-два самолета найдутся) люди, желающие снимать хорошее кино, играть в хорошем кино и делать все, что от них зависит, чтобы замечательные фильмы да и театральные спектакли возникали здесь, на нашей земле. На Родине».
Вернувшись в Россию, Юрий взялся за осуществление задуманного. После дипломной короткометражки «Enchanting hands», он выпустил еще несколько блестящих работ: «Прощение» (2011), «На подводе» (2013), «В Париж! В Париж!» (2014), за который собрал множество премий и призов.
В своем новом проекте «10 фильмов коротышек» Юрий (как и в короткометражках «Очарование рук», «В Париж, в Париж!», и в постановке Театра Фоменко «Последние свидания») предстает в нескольких ипостасях — сценариста, режиссера и актера.
Но если в предыдущей короткометражке «В Париж, в Париж!» он стал героем рассказа о молодых людях, упустивших свой bonne chance и отказавшихся от мечты, то в случае с «фильмами-коротышками» Юрий Титов bonne chance упускать не намерен, реализуя свою мечту, а заодно и мечту зрителя – создавать и видеть качественное российское кино во что бы то ни стало.
«Бюджет ноль!» — сообщает он на бэкстейдже съемок одной из короткометражек, неутомимо и мастерски подручными средствами выставляя свет и настраивая камеру. «Искусство рождается в ограничениях», — еще одно творческое кредо режиссера, которое могло бы стать посылом всем остальным актерам и режиссерам, мечтающим о Голливуде и Оскаре и жалующимся на судьбу российского кинематографа. Самому Титову и его команде жаловаться некогда: изо дня в день, из раза в раз, с каждой новой короткометражкой он доказывает, как без суперкомпьютеров и огромных бюджетов создавать качественную картинку.
Уходя от насущных бытовых проблем, от хандры, серости и хмури, ребята ищут и впускают в свои картины свет, свежесть и воздух. Кропотливыми усилиями режиссера и его команды на съемочной площадке из ниоткуда рождаются и вырастают целые миры: будь то лесная опушка где-нибудь на окраине викторианского Лондона или резиденция Деда Мороза. Российская действительность с подачи Титова предстает не менее соблазнительной, чем Англия XIX века, а актеры меняют не только костюмы, но свое «я», перевоплощаясь, как по волшебству, в лондонских денди, сказочных персонажей и обывателей.
Из этого калейдоскопа персонажей, как из разноцветных стеклышек, режиссер складывает все новые и новые узоры-миры, поворачивая их то так, то этак. Игра каждого актера, как и смысл каждого эпизода, могут быть интерпретированы двояко: в конце зрителя ожидает неожиданный сюжетный поворот, меняющий представление об увиденном и заставляющий не раз возвращаться к началу, находить пропущенные тонкие детали.
И что любопытно — сценарий каждой «коротышки» написан Титовым именно так — в лучших традициях классической русской литературы, читая которую нужно настроить свой внутренний камертон и трепетно прислушиваться к каждому слову. “Нужно вчитываться в сценарий Юры, именно вчитываться, – говорит актер Артемий Цвигун. — Я, например, по нескольку раз читаю, чтобы не упустить какое-то слово. В сценариях важно, например, написано «он придет» или «он подойдет». И я должен понять, почему Юра выбрал именно этот глагол».
Подобное чуткое отношение к языку, которым написан сценарий, как и выбор актеров – сплошь штучных, интеллигентных, на которых не давит медийность и которые уважают прежде всего искусство в себе, — явление редкое в отечественном кинематографе и оттого знаковое.
«Я смотрел раньше интервью других актеров, которые все время говорят благодарности режиссеру, говорят, какие у них классные партнеры, как им было здорово сниматься вместе. И мне все время казалось, что это какая-то патока, что они какую-то правду не говорят. Теперь я знаю, что главное отличие проекта «Серафим Синема» от остальных проектов, где мне приходилось участвовать – это команда», — говорит актер Александр Городиский. Снимавшийся в сериалах, где любой, даже самый талантливый актер, не в силах выбраться из отведенного ему амплуа, Городиский пришел в «Серафим Синема» с надеждой реализовать свой актерский потенциал и не прогадал. Перевоплощаясь совершенно в непохожих друг на друга персонажей, он доказал, что может играть настоящую драматургию: интересную, глубокую, тонкую.
Вместе со своими коллегами – актерами Владимиром Шмаковым, Антоном Торсуковым, Артемием Цвигуном, Валерием Крупениным — с таким вкусом объединенными в кадре Титовым, он гениально прост, естественен и неподражаем. Все они — герои новой волны российского кино, в которых есть море обаяния и нет ни капли звездности. Каждый из актеров, отыграв свою сцену, может с легкостью занять место осветителя, гримера, реквизитора, не задумываясь о том, будет ли это занятие ему к лицу.
«Мы стараемся на всех съемках присутствовать, если есть возможность, время, силы. Мы стараемся участвовать в создании фильмов. Даже если я не занят в кадре, то я, может быть, где-то включаю свет, камеру, могу скотчем приклеить гирлянду на стену… Потому что когда снимаешься в таком проекте, ответственность намного больше, чем если ты снимаешься в каком-нибудь сериале плохом за деньги». — Говорит актер Владимир Шмаков.
Снявшийся в короткометражке «В Париж, в Париж!» в роли актера-неудачника, мечтающего сыграть Гамлета, а в перерывах между неудачными кастингами поедающего у себя на малогабаритной кухне макароны, Шмаков на этот раз предстает в амплуа влюбленного Ромео, который старается преодолеть свой страх и познакомиться с девушкой.
Однако зрителю предстоит очаровываться не только мужской красотой, но и женской. Муза режиссера – актриса Александра Платонова, известная зрителю по сериалам «Цвет черемухи», «Аромат шиповника», «Вангелия», «Романовы», вместе с актрисами Екатериной Поликарповой, Алисой Замятиной, Евдокией Маляр, Яниной Исаичкиной, Кариной Арбельяни предстанут в образах роковых искусительниц в кринолинах 19 века, мифических существ и наших современниц, соблазнительных, нежных и дерзких.
Женское начало в короткометражках Титова расцветает, иногда побеждая мужское. Он снимает про женщин красивых, опасных, которые оказываются успешнее, сильнее мужчин («В Париж, в Париж!»). Кажется, эти два мира, мужской и женский, никогда друг друга не услышат и не поймут. Но стоит появиться между ними третьему – ребенку, как равновесие окажется восстановленным. К слову, игра детей-актеров с легкой руки режиссера становится такой же непринужденной и естественной, как и игра взрослых. Из этой непосредственности и рождается в кадре жизнь с ее сиюминутными радостями и проблемами. И вот уже квартира героев перестает быть банальной однушкой, но целым уютным и поглощающим миром. Находить красоту в мире, в каждой детали, воплощать ее на кино-холсте, а потом дарить ее зрителям с почти детским, давно забытым восторгом – не это ли задача настоящего искусства? И судя по всему, режиссер Юрий Титов и его команда в своем проекте «10 фильмов коротышек» справились с этой задачей на отлично.
Автор: Юлия Лаваренко
Review Новая волна российского кино — режиссер Юрий Титов и его «10 фильмов-коротышек».