Театр

Опера Родиона Щедрина «Лолита» про запретную любовь

Спустя почти четыре десятилетия после опубликования книги русский композитор Родион Щедрин (р. 1932) создал оперу для самой известной работы Набокова. Это его пятое сценическое произведение, вдохновленное литературными произведениями великих русских писателей, предыдущими являются опера «Мертвые души» (1976, по мотивам Гоголя) и балеты «Анна Каренина» (1972, по мотивам Толстого), «Чайка» (1979) и «Дама с собачкой» (1985, последние два по мотивам Чехова).

Щедрин сочинил оперу «Лолита» по заказу Мстислава Ростроповича, который провел мировую премьеру (в шведском переводе) 14 декабря 1994 года в Стокгольме. Произведение, пересказывающее многослойную историю, сочетающее темы чувственности, любви и греха, получит свою чешскую премьеру. Принимая во внимание, что Лолита — только вторая опера Щедрина, которая будет представлена ​​на чешской сцене (20 декабря 1978, Брно принимал чехословацкую премьеру Мертвых душ), его балеты, особенно Кармен, знакомы местной аудитории. С определенной степенью самоиронии композитор включил в Лолиту цитату из Кармен.

Американский бестселлер о страстных сексуальных отношениях между Гумбертом Гумбертом, интеллектуалом средних лет, профессором литературы и писателем, и 12-летней Лолитой безудержной, дерзкой и похотливой девушкой, созданный в 1940-х или 1950-х годах, вызвала ожесточенные споры.

В ролях Лолиты: Пелагея Куренная и Марта Рейчелова в роли Лолиты, Павол Ремарар и Петр Соколов в роли Гумберта, Алесь Бриссеин в роли Клэра Куильти, Вероника Хайнова и Дарья Росицкая в роли Шарлотты.

«Лолита» — это спектакль, в котором оргазм, изнасилования и убийства явно представлены без запретов, без табу. Но музыка фантастическая, и новая постановка в Праге — это красота, мрачная и пугающая, воплощенная в жизнь первоклассной командой.

Роман Набокова — о запретной любви, но по своей сути это — все еще история любви. В опере Щедрина нет ничего искупающего или возвышающего; все персонажи — плохие люди, которые приходят к плохим целям.

Как удержать внимание аудитории для трехчасового погружения в порочность? Словацкий режиссер Слава Даубнерова не отказывается от характеристик — из вступительных записок Гумберт — безжалостный сексуальный хищник без серых оттенков, полностью аморальный и полный отвратительной жалости к себе. Но режиссер помещает его в морально неоднозначную вселенную. Вращающаяся сцена вращается почти постоянно, видеоизображения добавляют слои фантазии и вины к повествованию — все это создает мощное чувство головокружения, мир, не привязанный к традиционным представлениям о правильном и неправильном. Вопрос в том, как далеко это может зайти?

В атмосфере, которую создает Даубнерова, все кажется возможным. Сцена вечно темная, освещенная несколькими точками света — лампами в гостиной, автомобильными фарами, светофорами, знаками мотеля — все это оказывает необычное воздействие и придает зловещий оттенок. Действие, разворачивающееся в нескольких местах одновременно, и с почти постоянным потоком видео-проекций, создает тревожный визуальный эффект — иногда сбивающий с толку, но пропитанный чувством страха и непредсказуемости. Это усиливает блестящую партитуру Щедрина, современное произведение, которое почти исключает необходимость в ясном диалоге и названиях. Мотивы определяют персонажей, резкие изменения в настроении и тоне способствуют развитию сюжета, инструменты (тенор-саксофон, челеста и клавесин, колокольчики, дребезжание, ударные бонго) придают свежий блеск, а случайные звуковые эффекты, такие как звон телефона, добавляют неожиданный юмор.

Гумберт в премьерном спектакле (русский баритон Петр Соколов) демонстрировал неизменно сильный голос и предлагал убедительное изображение одержимого, измученного внутренними демонами героя. Энергичная русская сопрано Пелагея Куренная была менее убедительна в роли Лолиты, отчасти потому, что она была вынуждена суетиться вокруг сцены большую часть первой половины спектакля. И ее голос, прекрасная колоратура, казался слишком деликатным для этой части спектакля. Русская меццо Дарья Росицкая была очаровательной Шарлоттой (матерью Лолиты), преувеличенной и эмоционально изменчивой. Способный украинский тенор Александр Кравец в роли Клэра Куилти, с его хриплым голосом и манерой поведения, вряд ли мог привлечь и соблазнить даже подростка.

И следует особо упомянуть видеооператоров Доминика Жижку и Якуба Гуляса, которые создали остроумные версии «рекламных роликов», вставленных в партитуру.

Тем не менее, большая заслуга успеха вечера принадлежала оркестру немецкого дирижера русского происхождения Сергея Неллера, который блестяще исполнил каждую ноту.

Спектакль был настолько хорош, что Щедрин, присутствовавший на премьере, вышел на сцену после нескольких поклонов с актерами и призвал к дополнительным аплодисментам.

Хотя это может показаться пугающим, опера «Лолита» Щедрина заслуживает более широкой экспозиции. Основанная на традициях, пронизанная инновациями, бесстрашная и неумолимая в требованиях, которые она предъявляет как к исполнителям, так и к публике, «Лолита» — больше заслуга автора, чем композитора.

Хвала Национальному Театру Чехии за то, что у него хватило смелости взять постановку «Лолиты» на себя.

Средняя оценка: 5.0 из 5 (2 отзывов)
5 звёзд
2
4 звезды
0
3 звезды
0
2 звезды
0
1 зведа
0
Владимир Николаевич

Опера "Лолита". Стоит ли смотреть?

Просматривая роман “Лолита” перед спектаклем, я обнаружил, что Гумберт Гумберт – совершенно неприятный персонаж, независимо от того, что пишет Набоков, но либретто и партитура Щедрина не оставляют места для сомнений. «Можете всегда положиться на убийцу в отношении затейливости прозы», – пишет Набоков, но было бы невозможно романтизировать главного героя этой оперы так же, как в книге, почувствовать сочувствие Гумберту или истолковать повествование как трагическую историю любви.

3 года назад
Пётр

Мой отзыв на "Лолиту" Щедрина

В лучшие моменты партитура Щедрина содержит отсылки к Бриттену и Хенце, но ни один из этих двоих не написал бы таких скучных вокальных партий. Партии Гумберта длинные, часто каждая нота дольше, чем предыдущая, а последняя нота – самая длинная. В музыкальном плане это передает его желание никогда не отпускать Лолиту. Но три часа это довольно тяжело. Хотя звучание оркестра было безупречным

3 года назад

Review Опера Родиона Щедрина «Лолита» про запретную любовь.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться...